РУС БЕЛ ENG CHI DEU SPA FRA

Положение о научно-практической конференции учащихся «День науки»

Научно-практическая конференция организуется и проводится методическим советом гимназии

1.ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

-формирование творческой личности обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

-смотр достижений учащихся апробация результатов научно-практической деятельности;

-ознакомление учащихся с современными научными достижениями;

-пропаганда творческой научно-исследовательской работы учащихся и её широкое распространение в учебных заведениях района.

    2. УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

Принять участие в работе конференции может любой обучающийся гимназии, занимающийся научно-исследовательской работой.

   3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТ

Количество представляемых на конференцию работ не ограничивается.

Заявка на участие представляется в методкабинет гимназии. Работы членов НОУ представляются в методкабинет не менее чем за 7 дней до начала конференции.

  1. ЖЮРИ КОНФЕРЕНЦИИ

Для проведения конференции утверждается жюри. Его состав, порядок работы, система судейства, критерии оценок и прочее утверждаются директором гимназии. Членами жюри могут быть заместители директоров, руководители методических объединений и опытные педагоги гимназии.

  1. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Научно-практическая конференция учащихся проводится ежегодно в апреле (точная дата определяется организаторами конференции).

Продолжительность конференции зависит от количества заявок. 

  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Исходя из количества представленных работ, конференция может быть организована либо по секциям с выходом на пленарное заседание, либо в форме выступлений учащихся, готовивших работы различных профилей (естественнонаучного, технического, гуманитарного и т.д.), в рамках одного заседания.

  1. ФОРМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

На конференцию представляются работы следующих видов:

-проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

-экспериментальные, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Нацелены на интерпретацию  самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента;

-натуралистические и описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительной особенностью является отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдаемого объекта;

-исследовательские, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределённость результата, который могут дать исследования.

Для участия в конференции могут быть рекомендованы работы всех разновидностей.

Работа может быть выполнена как одним автором, так и творческой группой, которая, включает, как правило, не более двух-трёх человек.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РАБОТ

Материалы в объеме до 10 страниц печатного текста должны быть подготовлены в текстовом редакторе MS Word 2003. Формат страницы А-4, поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см). Шрифт – Times New Roman, 14, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание – по ширине, межстрочный интервал – 1,5.

Название статьи печатается заглавными буквами без переноса, по центру. Ниже слева строчными буквами печатаются имя и фамилия учащегося, класс, а также ФИО руководителя, его должность, полное название учреждения образования. Далее (курсивом) комментарии к научно-исследовательской работе руководителя (до 0,5 страницы). Ниже – тезисы научно-исследовательской работы.

Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Оформление литературы – в соответствии с библиографическими требованиями (образцы оформления можно посмотреть на сайте академии www.academy.edu.by) .

При форматировании текста запрещено устанавливать отступы табуляцией или пробелом, перенос слов, уплотнение интервалов.

Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации

  • Полезно использовать шаблоны оформления для подготовки компьютерной презентации.
  • Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена, термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка.
  • Наиболее важный материал лучше выделить.
  • Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм.
  • Не следует излишне увлекаться мультимедийными эффектами анимации. Особенно нежелательны такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Оптимальная настрой­ка эффектов анимации – появление, в первую очередь, заго­ловка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен по­стоянно оставаться на экране.
  • Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Поэтому настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам нежелательна.
  • Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо впишутся в презентацию.
  • Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Нельзя также выбирать фон, который содержит активный рисунок.
  • Звуковое сопровождение используется только по необходимости, поскольку даже тихая фоновая музыка создает излишний шум и мешает восприятию содержания.
  • Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши». Тогда вы сможете контролировать соответствие содержимого слайда тексту выступления.
  • Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Затем распечатать их (Печать — печатать заметки) и использовать при подготовке или на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
  • Необходимо обязательно соблюдать единый стиль оформления презентации и обратить внимание на стилистическую грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
  • Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.

Рекомендации по содержанию слайдов мультимедийной презентации

1-й слайд (титульный), на фоне которого конкурсант представляет тему исследовательской работы или проекта, фамилию, имя автора (ов) и научного руководителя.

Фоном данного слайда не обязательно должен быть цвет, намного информативнее может выглядеть изображение, заставляющее зрителя сразу окунуться в суть исследования. Это заранее настраивает на тему и вызывает интерес слушателей.

2-й слайд. Включает в себя объект, предмет и гипотезу исследования.

3-й слайд. Содержит цель и задачи исследования. Цель работы должна быть написана на экране крупным шрифтом (не менее кегля 22). Здесь же, если позволяет место, можно написать и задачи. Задачи могут быть представлены и на следующем слайде.

4-й слайд. Содержит структуру работы, которую можно предоставить, например, в виде графических блоков со стрелками. А также – перечисление применяемых методов и методик.

5-й слайд. Представляется содержание и теоретическая значимость работы. Суть решаемой проблемы может быть представлена в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков, фотографий, фрагментов фильмов и т.п. Необходимо следить за тем, чтобы содержание соответствовало изображению. На теоретическую часть представления работы должно быть создано несколько слайдов.

6-й слайд. Возможности применения результатов работы на практике. Эта часть работы должна быть достойно представлена в презентации, особенно, при наличии эксперимента. На эту тему также должно быть несколько слайдов.

7-й слайд. Главные выводы, итоги, результаты работы целесообразно поместить на отдельном слайде. При этом следует избегать перечисления того, что было сделано – главной ошибки многих конкурсантов – а лаконично изложить суть практической, экономической, социальной или иной значимости проекта или полученных результатов исследования.

Последний слайд. В конец презентации желательно поместить титульный слайд, что позволит вести дискуссию не на фоне черного экрана или текста «Спасибо за внимание!», а, находясь еще под впечатлением услышанного, оставаться «в теме».

Общие рекомендации к подготовке мультимедийной презентации

Защиту конкурсной работы мультимедийной презентацией желательно выполнять с использованием 10—15 слайдов (общая продолжительность не более 5 минут).

Презентация легко поможет провести выступление, но она не должна его заменить. Если конкурсант только читает текст слайдов, то это сиг­нал жюри, что он не ориентируется в содержании. Но если он растерялся, то прочтение презентации будет лучшим выходом из ситуации.

Презентация составляется после тщательного обдумывания и написания текста доклада на защиту: сюжеты презентации иллюстрируют основные положения доклада.

Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Следует помнить, что при использовании в презентации табличных и иллюстративных материалов ссылки на авторов обязательны.

Важное значение имеет предварительная репетиция презентации

При демонстрации презентации нет необходимости постоянно поворачиваться к экрану, достаточно произнести: «Обратите внимание на экран, рисунок, схему…» или «Результаты эксперимента представлены на слайде» и т.п.

Помните, что все перечисленное - не жесткие требования, а рекомендации, поскольку, прежде всего, вы должны проявить свое творчество.

Материалы мультимедийной презентации необходимо записать на CD-диск или DVD-диск стандартного формата или на USB носитель ("флеш" или диск), а затем скопировать на демонстрационный компьютер и заблаговременно протестировать.

Оргкомитет конкурса не несет ответственности за невозможность прочитать отдельно взятый CD/DVD или проблемы с невозможностью прочитать отдельно взятый USB носитель. Просьба иметь запасную копию на альтернативном носителе.

Чистовой вариант работы набирают на персональном компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word Windows 97, 98, 2000 или ХР (в формате doc), распечатывают на листах белой бумаги стандартного размера ( с одной стороны) и представляют в двух экземплярах вместе с дискетой.

Нумерация страниц – сквозная (включая и приложение), номер страницы ставится посередине нижнего поля.

На титульном листе указывается тема работы, вид работы, сведения об авторе (фамилия, имя, школа, класс); сведения о научном руководителе.

На первой странице помещается оглавление (название разделов, глав, параграфов, приложений и т.п.) с указанием номера страницы.

Во введении характеризуются цель и задачи работы, история вопроса (анализ использованной литературы), методика исследования. В отдельных главах (частях, параграфах) «основной части» излагается содержание работы. Заключение содержит выводы и характеристику перспектив дальнейшей работы над темой (проблемой).

Завершается работа списком использованной литературы (в алфавитном порядке), оформленным по действующим библиографическим ГОСТам. Желательно, чтобы на всю литературу, перечисленную в этом списке, в тексте работы имелись ссылки.

В приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.

Участники конференций выступают с десятиминутными сообщениями по существу полученных результатов, отвечают на вопросы членов жюри и всех присутствующих. В сообщении докладчиков должны быть освещены следующие вопросы:

-название работы, авторский коллектив и база, где проводились исследования;

-причины, побудившие автора заняться данной проблемой;

-краткая характеристика литературы по изучаемому вопросу, методика исследования;

-основные результаты и выводы;

-практическое значение работы.

По окончании выступления докладчику задаются вопросы членами жюри и участниками конференции (время – до 7 минут).

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Актуальность темы  (максимальный балл – 2)

- имеет большой практический и/или теоретический интерес (2 балла)

- носит вспомогательный характер (1 балл)

- не актуальна (0 баллов)

Обоснованность методов, используемых для решения проблемы (максимальный  балл – 2)

- полностью обоснованы (2 балла)

- излишне усложнены или упрощены, что, однако, не приводит к неудовлетворительному результату (1 балл)

- не могут применяться для решения данной проблемы (0 баллов)

Новизна полученных результатов (максимальный балл – 2)

- получены новые теоретические и/или практические результаты, разработан и выполнен оригинальный элемент (2 балла)

- имеются элементы новизны (1 балл)

- новизна отсутствует  (0 баллов)

Уровень проработанности решения проблемы (максимальный балл –2)

- проблема решена с выполнением всех необходимых элементов исследования (2 балла)

- недостаточный уровень проработанности решения (1 балл)

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное (0 баллов)

Уровень знакомства с современным состоянием науки в области решаемой проблемы (максимальный балл – 2) (использование известных результатов и научных фактов)

Уровень знакомства с литературой (максимальный балл –2)

(полнота цитируемой литературы, ссылки на разработки ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области исследования)

Структурная целостность работы (максимальный балл – 2)

(наличие введения, постановки целей, задач, основного содержания, выводов, списка литературы, оформление сносок)

Наличие исследовательского компонента (максимальный балл – 2)

Собственный поисково-исследовательский опыт автора (максимальный балл – 2)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итоги конференции подводит экспертный совет и сообщает о них после обсуждения в день проведения конференции.

Лучшие работы учащихся награждаются дипломами или грамотами, ценными подарками.

Материалы научно-практической конференции учащихся заносятся в информационный банк методического кабинета гимназии. Учащимся, чьи работы являются наиболее интересными, предоставляется право выступать на районной научно-практической конференции.