АЛГОРИТМ подготовки исследовательской работы младших школьников к участию в конкурсе «Я – исследователь»
Структура исследовательской работы младших школьников
Исследовательская работа младших школьников имеет значительные отличия и особенности. Дети школьного возраста чаще всего не умеют читать или только овладевают этим навыком, для них характерно конкретное наглядно-образное мышление, нет навыка работы с литературой, не всегда дошкольники могут связать процесс с его результатом. Для того, чтобы ребенок захотел заниматься должен быть значимый мотив, направленный на разрешение стоящей перед ним проблемы. Задача педагога незаметно подвести дошкольника к необходимости действовать в нужном направлении. Учебные исследования могут разворачиваться как в деятельности вне занятий, так и являться их частью. Исследования могут проводить дети индивидуально, парами или подгруппами. Длительность исследований зависит от стойкости интереса ребенка к предмету исследования: может варьироваться от получаса до нескольких дней или недель.
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (Цель этапа: изучить круг интересов ребенка, выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Выбор темы исследования. (Цель этапа: обозначить границы исследования).
3.Цель исследования (Цель этапа: определить, какой результат предполагается получить).
4. Определение сферы исследования (задачи) (Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
5. Выработка гипотезы. (Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные – провокационные идеи).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. (Цель этапа: зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов, формулировка выводов – кратких ответов на поставленные задачи. (Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета. (Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Презентация. (Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Структура исследовательской работы
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.
Примечание: выдвижение гипотезы предполагает развитие основ теоретического мышления (в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление)
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
В работе желателен литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, из каких источников получена информация. Выдвинутая вами проблема должна быть новой, а не решенной до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.
Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза (предположение) оказывается несостоятельной.
Оформление титульного листа исследовательской работы дошкольника
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Учреждение образования _______________________________________
______________________________________________________________
Регион, город/район ____________________________________________
______________________________________________________________
Название работы _______________________________________________
______________________________________________________________
Работа выполнена индивидуально, коллективно (отметить)
Руководитель работы ___________________________________________
Подпись руководителя работы _____________ ____ __________2012 г.
Структура оформления исследовательской работы
ребенка старшего дошкольного возраста
(работа оформляется взрослым)
Исследовательская работа дошкольника должна содержать:
- титульный лист
- оглавление
- введение (обоснование выбора темы, постановка цели и задачи исследования)
- обзор литературы по вопросу исследования
- описание методики работы
- полученные результаты
- анализ результатов и выводы
- приложения
СТРУКТУРА описания исследования
1. ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы (обоснование, актуальность)
Постановка цели: изучить, определить, выявить, классифицировать, узнать в процессе исследования.
Постановка задач (связаны со структурой исследования)
2. ОСНОВНАЯ часть
Литературный обзор по вопросу исследования
Описание методики работы (последовательность проведения исследования: выбор методов исследования; поэтапный сбор и обработка материала; анализ и обобщение полученных результатов исследования)
Примечание: в основной части могут быть ссылки на приложения
3. АНАЛИЗ результатов и выводы (подведение итогов работы, перспектива: если возникла; презентация (выступление, доклад; участие в мероприятиях и т.д.)
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ к оформлению исследовательской работы
ребенка старшего дошкольного возраста
(работа оформляется взрослым)
Объем исследовательской работы дошкольников (без приложений) не должен превышать 2-х страниц печатного текста (формат – MSWord 2003/2007, шрифт – TimesNewRoman, размер 14, междустрочный интервал - полуторный, поля: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм). Объем приложений – до 5 страниц.
Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Примерная структура текста выступления (рассказа) ребёнка старшего дошкольного возраста
Моя работа называется ___________________________________________________________
Меня удивило ______________________________________________
Я предположил _____________________________________________
Мы решили проверить_________________________________________
Информацию для ответа на возникшие вопросы я искал (где?) __________________________________________________________________________________________________________________________
опрос (кого и о чем опрашивал?) _______________________________
наблюдение (за кем (чем) наблюдал?)___________________________
эксперимент ________________________________________________
другие методы (какие именно)_________________________________
- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло справиться с работой?
- Что получилось лучше всего (хуже)?
Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
Какие знания и умения пригодились для того, чтобы справиться?
Я узнал много нового? Я научился? (ответы на задачи исследования)_________________________________________________
________________________________________________________________
Я пришел к следующим выводам ________________________________
Что осталось невыясненным? __________________________________
Мне хотелось бы рассказать о своих успехах?
При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.