РУС БЕЛ ENG CHI DEU SPA FRA

Психолог советует

Дети и компьютер: когда, как, зачем и сколько?

Как защититься от насилия в семье

Правила безопасного поведения в сети Интернет

Умей сказать "Нет!" (памятка для подростка)

Рекомендации по психологической подготовке выпускников к экзаменам

1.Способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.

Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30 Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений.          После 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки — это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна.          Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора — не более.         

2. Правильное питание — одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню антистрессовые продукты:         

2.1. зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;         

2.2. рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;         

2.3. овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;         

2.4. молоко, орехи и др.: содержат калий, способствующий расслаблению мышц;

2.5. сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения (на 17 с), однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада. Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.         

3. Обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.         

4. Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.

5. При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала – это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки. Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.

6.Начинай с самой трудной темы, раздела, предмета

7. Выполняй как можно больше различных тестов по данному предмету. Эти тренировки познакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Методика повторения

         Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами. Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства.

1. Имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала

2. Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:

  • первое повторение – сразу по окончании чтения;
  • второе повторение – через 20 минут после предыдущего;
  • третье повторение – через 8 часов.
  • четвёртое повторение – через сутки (лучше перед сном)

 

 

свернуть

Приемы совладения с экзаменационной тревожностью

  1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих экзамены, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

  1. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».
  2. 3. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
  3. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку»ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

— Встать утром и выслушать мамины указания.

— Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

— Поездка на место проведения экзамена.

— Рассаживание по местам.

— Получение тестовых бланков.

— Заполнение бланков — титульных листов.

— Решение заданий...

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

 

свернуть

Здесь вам помогут

Уважаемые взрослые и дети! Если вы оказались в сложной жизненной ситуации, нуждаетесь в помощи, совете или просто в добром слове, вы можете обратиться к специалистам ПНД!  

Врач-психиатр: психоневрологический диспансер, ул.В.Гастинец 58, кабинет №1 и №2, тел. 58-04-03; регистратура тел. 58-04-05.

Врач-нарколог: психоневрологический диспансер, ул.В.Гастинец 58, кабинет №5 тел. 58-16-02 и №9 тел. 58-16-03; регистратура тел. 58-04-05.

Врач-психотерапевт: поликлиника №2, ул. В.Гастинец 67 Б, кабинет № 43, тел. 74-71-99.

Врач-психотерапевт: поликлиника №3, ул. Л.Роменская 53, кабинет психотерапевта, тел. 74-81-77.

Психолог: поликлиника  №1, ул.Ф.Скорины 5, кабинет № 79, тел.74-91-71.

Врач-психиатр (детский): детская поликлиника, ул.Виленская, 11, кабинет 106, тел. 77-41-16.

Врач-нарколог (детский): детская поликлиника, ул.Виленская, 11, кабинет 107, тел. 77-41-16.

Центр здоровья подростков и молодежи: городская поликлиника №1, кабинет № 79, тел. 74-71-91.

Телефон «Доверие» психологической службы ГУ «РТЦСОН» в Молодечно 74-66-20, 8:00 – 17:00.

«Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи в Минске 8(017) 202-04-01, круглосуточно.

Сайт диспансера: http://mpnd.by/

 

свернуть

Буллинг в школе: как с ним бороться

Попасть на крючок школьного хейтера просто: надо лишь обладать какой-то отличительной особенностью. Никогда не угадаешь, что сейчас в школьном тренде высмеивания: полнота или худоба; пирсинг или татуировки; цвет кожи или фасон одежды.

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку.

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних. В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

 

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой. Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины. Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении. Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами. Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?

  1. Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание. Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой.
  2. Стараться избегать ярлыков при общении с детьми. Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»
  3. Взаимодействуйте с родителями детей. Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Порою дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.
  4. Не бойтесь хвалить учеников. Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».
  5. Будьте открытым. К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу. 
  6. Берегите тайны детей. Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.
  7. Подавайте пример поведения ученикам. Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.

Что делать, если ты ребенок, столкнувшийся с буллингом?

  • Не молчать. Расскажи другу, учителю, родителям. Это не позор и не стыд. Ты не виноват.
  •    Не терпеть. Не позволяй обидчику подавить тебя морально. Отвечай ему строго и по существу. Не провоцируй на ответную агрессию.
  • Тренировать уверенность в себе: репетируй перед зеркалом фразы и выражение лица.

 

свернуть

Травля ребенка: почему никто не хочет вмешиваться

Буллинг (или травля) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Как понять, что это буллинг

Многие знают, что это «травля, унижение, оскорбление, избиение». Да, это так, но буллинг это и:

  • Когда против ребенка люди используют свою силу или силу целой группы, чтобы он почувствовал себя плохо или ему пришлось сделать что-то, что он не хочет.
  • Когда в адрес ребенка говорятся обидные, злые и неприятные слова.
  • Когда обидные, злые и неприятные слова про ребенка говорят или пишут другим людям.
  • Удары, шлепки, тычки, дергания, пинки, подзатыльники, толкания, подножки.
  • Когда у ребенка забирают его вещи, не отдают или ломают, портят их.
  • Когда ребенка заставляют делать что-то неприятное, чего он не хочет или от чего могут быть неприятности.
  • Когда ребенка просто игнорируют, исключают из общения, из компании, из игры.
  • Когда все перечисленное происходит в интернете.
  • Все это повторяется снова и снова.

 Память о буллинге остается на всю жизнь, а для многих и обуславливает отношения в семье, меняет мировоззрение, подход к жизни. Травля – системная проблема и исправлять ее нужно системно.

К сожалению, со стороны не всегда удается увидеть серьезность происходящего. Жертвы буллинга остаются наедине со своими переживаниями, чувствуют себя беспомощными и одинокими, им не на кого положиться. И чем сильнее переживания, чем дольше ребенок их чувствует, тем глубже остается след, иногда на всю жизнь.

Буллеры, дети, которые травят других детей, преуменьшают проблему, называя буллинг так: «Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он сам виноват», «Шуток не понимает», «А что такого», «Мы не обязаны с ним/ней общаться», «Это не оскорбление, я так друзей своих называю, они же не обижаются», «Ну подумаешь, задели, трагедия какая», «Он/она сами виноваты» и т.д.

Некоторые одноклассники пассивно наблюдают (они могут заступиться за жертву буллинга только в том случае, если это их друг. В остальных ситуациях они предпочтут молчать, т.к. испытывают страх перед агрессором).

Родители отказываются помогать:

  • Если поощрять жалобы ребенка, он вырастет стукачом и слабаком.
  • Если помогать ребенку в школьных разборках, он никогда не научится сам общаться.
  • Если забрать ребенка из школы, в которой его травят, ребенок приучится сбегать от трудностей.
  • Если не научить давать сдачи, ребенка так и будут всегда лупить.

 Воспитатели и учителя уходят от проблемы:

  • С этими детьми бесполезно разговаривать, от этих разговоров толку никакого.
  • У детей такой возраст, пройдет, буллинг – нормальный период взросления.
  • Дети должны сами научиться урегулировать сложности.
  • Если детей так воспитывают дома, мы в саду/школе не можем это исправить.
  • В классе их 30 детей, невозможно следить за всеми и ловить их за руку.
  • Ребенок сам виноват, он исключительный (по какой-то причине).

 Родители буллеров не хотят впутывать себя:

  • Дома с детьми тоже невозможно справиться.
  • Я не могу контролировать то, что ребенок делает вне дома.
  • Не могу повлиять на ребенка, и вообще это не моя проблема.
  • Ребенок говорит вам напрямую. Многие дети озвучивали жалобы родителям, но не получали поддержки.
  • У ребенка часто пропадают или портятся вещи, а он не может объяснить, как это получается.
  • Вы находите в вещах или на страницах соц. сетей ребенка оскорбительные записи.
  • У ребенка регулярно появляются синяки, царапины, которых он не может объяснить.
  • Ребенок отказывается идти в школу, но не может объяснить причины, либо же объяснения неправдоподобны.
  • Ребенок пропускает некоторые уроки, не может объяснить причину (буллинг может быть как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников во время выполнения определенных заданий, упражнений).
  • Ребенок регулярно встречался или созванивался с друзьями, но резко перестал.
  • Ребенок странно реагирует на звонки, СМС, начинает нервничать, переживать, скрывает телефон.
  • Ребенок стал замкнутым, не хочет общаться с друзьями, ходить в гости.
  • Ребенок потерял аппетит, плохо спит, появились эмоциональные всплески, тревожность, агрессивность.
  • Появились пропуски занятий, снизилась успеваемость.

 

Как понять, что ребенка травят?

Некоторые пункты не свидетельствуют напрямую о буллинге, но являются поводом для вас обратить внимание на ребенка, наблюдать, чтобы вовремя помочь.

5 шагов помощи во время травли

Буллинг часто происходит за кадром – вне камер, глаз учителей и родителей тех, кто травит. Именно поэтому в борьбе с буллингом важно ставить в курс и привлекать к работе все стороны без исключения.

Как НЕ надо:

  1. Не вешайте на ребенка ответственность: «Справляйся сам».

Ребенок на то и ребенок, что учится. Столкнувшись в первый раз со сложной ситуацией, он должен знать, что ему есть к кому прийти за советом, что родители его не оттолкнут и обязательно помогут. 

  1. Не учите ребенка ответной агрессии: «Учись давать сдачи».

Сегодня ребенок учится решать вопрос кулаками, завтра он сам станет буллером. Жестокость порождает жестокость. Психологи подтверждают, что такой способ чаще всего только разжигает конфликт.

  1. Не судите ребенка по себе или другим детям.

Да, одному ребенку скажут «ты дурак», и он не среагирует никак, а другой почувствует себя плохо. Люди разные, дети разные.

Бывает так, что ребенок регулярно страдает от агрессивного поведения одноклассника, который бьет или обзывает. При этом папа ребенка сам в детстве проходил подобное, и будучи скромным и недрачливым, страдал от своего характера, а теперь заставляет своего сына (очень похожего характером на отца) давать сдачи обидчику. Для ребенка это сложно, он может начать врать на эту тему, чтобы избежать стыда перед родителем.

  1. Не ругайте/ не обвиняйте ребенка.

Даже если он сбежал (кто-то посчитает – струсил), даже если он не справился с чем-то, поддержите, дайте понять, что он справится, что вы рядом.

  1. Не обвиняйте и не пытайтесь давить на жалостьбуллеров.

Справедливо везде пишут, что это не работает. Либо усугубит ситуацию для жертвы, либо просто оставит ее на прежнем уровне.

  1. Не оставляйте ситуацию на самотек.

Один разговор с буллерами не поможет, буллинг может затихнуть и через некоторое время возникнуть с новой силой.

Что делать:

Шаг 1. Разберитесь в ситуации.

Поговорите с ребенком, проанализируйте ситуацию: в чем состоит конфликт, как долго длится, есть ли опасность, какие действия предпринимал ребенок.

Будьте чувствительны. Не давите на ребенка, не допрашивайте его с пристрастием и не грозитесь наказать всех и вся. Ребенок может испугаться и в следующий раз не расскажет вам ничего.

Покажите ребенку, что вы его поддерживаете, что вы на его стороне и поможете ему независимо от того, что происходило в конфликте.

Соберите доказательства: фото, записи, СМС, скриншоты, свидетельства друзей, одноклассников, учителей. Это важно не только для того, чтобы прижать обидчиков к стенке, но и для оценки ситуации и ее последствий.

Шаг 2. Ставьте в курс школу: учителей, классных руководителей, психологов.

Реагируйте сразу. Не стоит ждать: «Если такое еще раз повторится, я пойду разбираться». Травля – систематичное явление, повторится точно, реагировать надо сразу, так как сегодня ребенка обзывают, завтра отнимают вещи, послезавтра могут вообще избить.

Называйте вещи своими именами. Не надо начинать с того, что у ребенка не клеятся отношения с одноклассниками, если ребенка обзывают, травят, бьют, портят вещи, смеются над ним и т. д. Говорите прямо: моего ребенка травят!

Настаивайте на необходимости избавиться от травли в классе/группе. Да, дети могут быть жестокими: это и возраст, и особенности, травля будет и была всегда. Но это не значит, что ребенок должен страдать от этого. Речь о том, чтобы избавиться от травли в конкретной ситуации, в конкретном классе, с конкретными детьми. Это возможно.

Говорите о профилактике во всем классе, а не только о группе детей, которые занимаются травлей. Класс точно знает, что травля есть: кто-то занимает активную позицию, а кто-то пассивно наблюдает, потому что боится стать жертвой буллинга.

Не бойтесь действовать дальше, если разговор с учителем или классным руководителем не помог. Родители говорят, что испортят отношения со школой, если пойдут к администрации.

Не откидывайте возможность перевести ребенка в другой класс или школу. Это крайняя, но иногда необходимая мера для защиты вашего ребенка и обеспечения ему комфортных условий для обучения.

Шаг 3. Ставьте в курс родителей буллеров.

Говорите с родителями буллеров. Родители – первые учителя. Чем младше дети, тем больше смысла говорить с их родителями, так как ребенок редко до конца отдает отчет своим действиям.

Встречайтесь с родителями буллеров на нейтральной территории в присутствии учителей, не надо поджидать их в коридоре или звонить им на работу для разбирательств, это только усугубит ситуацию

Делайте эту сторону вашими союзниками. Нападение и угрозы родителям буллеров – не лучший способ помочь вашему ребенку. Лучше объясните, чем вредит буллинг в группе/классе всем детям.

Шаг 4. Привлекайте специалистов.

Обращайтесь к специалистам: психолог, психотерапевт. По словам людей, столкнувшихся с травлей, память о ней остается надолго, людям требуется как моральная поддержка, так и знания о том, как общаться в разных ситуациях безопасно для себя.

Организуйте в классе тренинг или классный час по теме навыков общения. Это хорошая возможность для класса и школы решить вопрос с буллингом с привлечением третьей стороны, причем профессионал сможет избежать обвинительной позиции по отношению к буллерам, а также попыток вызвать жалость к жертве, ни то, ни другое не дает эффекта.

Шаг 5. Работайте с ребенком.

Сохраняйте спокойствие. Когда родители волнуются больше ребенка, для него это сигнал, что они:

  1. не знают, что делать;
  2. им самим нужна помощь.

Ребенок должен знать, что вы выдержите и справитесь с любой ситуацией, на то вы и взрослый.

Помогайте ребенку. Правила в детском коллективе не всегда верны: оскорбления будут считаться нормой, а пожаловаться на это учителю – ябедничество. Здесь задача заинтересованных взрослых помочь, быть рядом, подсказать, участвовать. Обязательно общайтесь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе дел ребенка.

Прислушайтесь к словам ребенка. Не отмахивайтесь, не говорите, что он сам должен разобраться, дать сдачи, и если не умеет, то пусть учится. Даже если вы предпочитаете политику невмешательства, то хотя бы разберитесь, насколько серьезно происходящее.

Объясните ребенку, что он не виноват. Даже если его называют хромоножкой, потому что он действительно хромает, ребенок не виноват, он не заслужил травли.

Учите ребенка не воспринимать на себя все, что про него говорят. Учите защищаться внутренне, не реагировать на слова обидчиков и не относить их к себе, ставить невидимый барьер тому, что говорят, чтобы мнение толпы не заменило его собственное мнение о себе.

Учите «не кормить троллей». Обидчики ждут реакции, ведь это докажет, что их слова или действия достигли желаемой цели. Учите не реагировать во что бы то ни стало, даже если внутри становится действительно обидно и неприятно. И смотрите пункт выше!

Учите с достоинством проходить мимо. Лицо нейтральное, уверенная речь и походка, «и тебе хорошего дня» и вперед. Или вообще не отвечать и проходить мимо буллеров с поднятой головой.

Помогайте ребенку найти его компанию. Когда у ребенка есть друзья – он не одинок, не чувствует себя исключенным, и тогда травлю перенести легче.

Устройте ребенка в группу по интересам. Это не только место, где ребенок может найти друзей, но и возможность реализоваться, проявить себя, почувствовать себя уверенно.

Поддерживайте уверенность ребенка в себе. Говорите, в чем его сильные стороны, отмечайте успехи, фиксируйте достижения.

Всегда учите ребенка правилам безопасного общения. Если вы читаете эту статью и думаете, что вашего ребенка это все не касается, это здорово. Просто помните всегда, что один и тот же человек может в одном коллективе быть лидером, а в другом стать жертвой буллинга. Даже самый дипломатичный и коммуникабельный ребенок может когда-то попасть в коллектив, где его не примут.

Учите ребенка, что быть пассивным наблюдателем – все равно что поддерживать буллеров:

  • не поддерживать и не стимулировать травлю;
  • не отвечать, не пересылать сообщения или фото, которые могут оскорблять других;
  • помогать человеку, которого травят. Объясните, что это не значит стать другом, это значит помочь тому, кто нуждается в помощи;
  • сообщать о травле тому, кому ребенок доверяет.

Учите просить помощь. Просить помощь не стыдно. Это не ябедничество, а защита своей жизни и здоровья, и ребенок должен понимать, что оскорбления приносят моральный вред, а физическая расправа опасна для здоровья и жизни.

Неправильно молчать, если тебе угрожают ножом или поджигают волосы.

Неправильно молчать, если тебе угрожают избить, потому что ты понравилась какому-то мальчику, который «занят».

Неправильно терпеть побои от группы детей, даже если ты пацан, мужик.

Показывайте и говорите своим детям, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете!

 

 

свернуть